Легендарные модные дизайнеры, сотрудничавшие с театром

Когда-то театр определял развитие моды, а актрисы были главными иконами стиля. Сегодня же мода все больше влияет на театральные тренды, режиссеры активно сотрудничают с дизайнерами, и многие зрители идут в театр оценить не актерскую игру, а полюбоваться нарядами. Вспоминаем, кто из великих дизайнеров прошлого и настоящего разрабатывал театральные костюмы.

Чарльз Фредерик Ворт

Актриса Эмма Имс в роли Маргариты в костюме от Ворта. Сара Бернар, с которой у кутюрье не заладились отношения.

Чарльз Фредерик Ворт одевал не только королев, княгинь и герцогинь, но также активно сотрудничал с театральными актрисами. Его талантливые клиентки не только исполняли роли Маргарит и Селимен, блистая на сцене, но становились иконами стиля своей эпохи, да причем такими важными, что им открыто подражала сама королева английская.

Именно на сцене Дом моды Ворт мог реализовывать достаточно смелые для своего времени идеи: делать более короткие юбки, комбинировать необычные цвета, популяризировать силуэты, которые многим могли бы показаться слишком откровенными.

В книге «Век моды» (Этерна. 2013) сын Чарльза Филиппа Ворта, Жан, красочно описывает и знаменитых клиенток отца, и их забавные порой просьбы. Например, юная актриса театра «Комеди Франсез» Мария Луиза де Марси уговаривала кутюрье сделать скромное, строгое платье, достойное «старой» женщины двадцати восьми лет.

Однажды Ворт даже поработал с легендарной Сарой Бернар, правда, история закончилась достаточно неприятно: актриса заверила кутюрье, что она будет выходить на сцену в платьях исключительно его работы, а сама нарушила обещание. После такой выходки Ворт прекратил работу с Бернар. Впрочем, у него было такое количество прославленных клиенток, что Дом потерял не так уж много.

Коко Шанель

Актрисы Женевьева Викс и Габриель Дорзиа позируют в шляпах от Шанель.

Театр сыграл очень важную роль в становлении Коко Шанель как дизайнера. Более того, сама Шанель мечтала о театральной карьере, пыталась учиться танцам и ходила на прослушивания. Впрочем, как известно, в этой сфере ей прославиться не удалось. Зато с людьми искусства модистка мгновенно находила общий язык. Шанель создавала шляпы для своей подруги, актрисы театра «Водевиль» Габриель Дорзиа.

Спустя какое-то время многие начинающие актрисы (а по совместительству подружки Этьена Бальсана, спонсировавшего Шанель в те годы) стали обращаться к Шанель с заказами шляпок. Еще одна звезда начала века, клиентка Шанель — актриса «Опера Комик» Женевьева Викс. Это сотрудничество привело к тому, что на Шанель обратил внимание самый влиятельный французский журнал о стиле — «Моды». В 1912 году модистке посвятили большую статью, а страницы журнала украшали артистки, разумеется, в шляпках от Шанель.

Актеры спектакля «Голубой экспресс» вместе с Жаном Кокто. Эскиз костюма к балету «Голубой экспресс».

Но все-таки самый известный проект, в котором Коко Шанель выступила полноценным художником по костюмам (до этого дело ограничивалось только шляпками) — балет «Голубой экспресс», одна из самых новаторских постановок «Русских балетов» Сергея Дягилева. Название спектакля исчерпывающе передавало его содержание зрителям начала века: «Голубым экспрессом» называли поезд, в котором французские богачи обычно уезжали отдыхать на Лазурный Берег из Парижа.

Шанель создала такие необычные костюмы, что казалось, будто в «Голубом экспрессе» танцевали не артисты в костюмах, сочетавших воображаемое с реальным, а настоящие спортсмены и спортсменки кто в сандалиях, кто в ботинках для гольфа. Шанель вдохновлялась спортивной модой той эпохи. Например, разрабатывая костюм Теннисистки, роль которой исполняла Бронислава Нижинская, модельер брала за основу костюмы Сюзанны Ленглен, ставшей прославленной теннисисткой уже в 15 лет и сделавшей свою манеру одеваться частью легенды. Ни одна спортсменка до нее не надевала один вязаный жакет поверх другого и не повязывала свернутый платок вокруг головы. Именно такой головной убор Шанель надела на Нижинскую.

Ив Сен-Лоран

Эскиз костюмов к постановке «Казино де Пари», инспирированный работами Льва Бакста. Эскиз костюма к балету «Собор Парижской Богоматери».

То, что Ив Сен-Лоран популяризировал стиль сафари, создал легендарное платье «Мондриан», стал главой Дома Christian Dior в 21 год, а также активно сотрудничал с французскими режиссерами и избрал своей музой Катрин Денёв — факты широко известные. А вот то, что он создавал костюмы невероятной красоты для театра — история менее популярная. Работать художником по костюмам дизайнер начал еще в 1957 году, первой постановкой, принесшей ему славу на этом поприще, стал балет «Сирано де Бержерак» 1959 года. За свою жизнь Сен-Лоран придумал множество костюмов к десяткам балетов, спектаклей, музыкальных шоу, а также одевал звезд французской эстрады.

Майя Плисецкая и Ив Сен-Лоран. Эскиз костюмов к балету Ролана Пети.

В 1973 году Ив Сен-Лоран разработал костюмы к балету «Гибель розы», главную роль в котором исполнила Майя Плисецкая. Кстати, дизайнер часто отмечал, что на его творчество сильное влияние оказали «Русские сезоны» Сергея Дягилева. Собственно, если сравнить эскизы Лорана с работами Льва Бакста, Натальи Гончаровой или Александра Бенуа, то действительно можно усмотреть множество параллелей. Кстати, связь с русским искусством прослеживается не только в театральных работах Сен-Лорана, но и в его коллекциях. Дизайнер часто вдохновлялся нашей культурой, использовал русские мотивы в своих работах, а коллекцию 1976 года и вовсе назвал «Русские балеты и оперы».

Александр Маккуин

Сцены из спектакля «Эоннагата».

В 2009 году в Лондоне состоялась премьера спектакля Робера Лепажа «Эоннагата». Костюмы для истории о знаменитом шпионе Шарле де Бомоне предложили создать одному из самых ярких визионеров мира моды Александру Маккуину. Дизайнер вдохновлялся японским театром кабуки: отсюда метры шелка, пропускающего ослепляющий свет, гигантские веера и сложные драпировки. Поскольку действие разворачивается в XVIII веке, Маккуин включил такие элементы, как кринолины и корсеты. 

Жан-Поль Готье

Костюм The One Grand Show. Эскизы костюмов к постановке, созданные Готье.

Самый прославленный enfant terrible мира моды, Жан-Поль Готье всегда питал слабость к эстетике кабаре и блистательным танцовщицам «Фоли Берже». В интервью Готье часто рассказывает, какое впечатление на него произвела передача о кабаре «Фоли Берже», которую он увидел в 7 лет. Девушки в блестках, перьях, кристаллах… Это привело его в восторг. Как-то мальчик скучал на уроке и рисовал девушку в нарядном костюме, полуобнаженную, с перьями, в бриллиантах. Готье всегда со смехом вспоминает учительницу, которая пришла в дикое негодование. Она приколола рисунок к его спине и заставила обойти все классы школы, показав всем, какую «ужасную» вещь он сотворил. Рисунок так понравился всем ученикам, что эта неумелая попытка пристыдить мальчика вселила в него уверенность.

Любовь к красивым танцовщицам и их нарядам Готье воплощает в своих работах на протяжении всей жизни. Тому свидетельствуют и его показы: наряды, инспирированные кабаре, да и сама театрализованность постановок. В этом году состоялась премьера The One Grand Show в  Friedrichstadt-Palast в Берлине. Около 500 костюмов для красочного шоу создал Жан-Поль Готье, так что будете в Берлине, обязательно сходите на постановку.

Источник


Опубликовано

в

от

Метки:

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *